Пятница, 29.05.2015, 20:54

Кромская средняя общеобразовательная школа

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Меню сайта
Категории раздела
работы учителей [21]работы учеников [15]
технология [0]Нормативные документы [10]
Публикация нормативных документов и локальных актов школы
главное [5]
Мини-чат
Статистика

Учительская

Главная » Файлы » работы учителей

Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Учитель Зайцева Е.А.
21.02.2011, 17:38

МОУ Кромская средняя общеобразовательная школа

Учитель: Зайцева Е.А.

Презентация к уроку (скачать)

Тема урока:   Подготовка к сочинению- описанию по картине

П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

 

Цель урока:

1)приоткрыть волнующие тайны образа сирени,  подготовить учащихся к сочинению- описанию,

2)научить видеть картину, умению отбирать рабочий материал, использовать его при написании творческих работ- вступления и заключения к сочинению;

3) повторить правописание безударных гласных в корне слова, развитие умения видеть орфограммы в слове и графически обозначать;

4) воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;

5)расширить словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.

 

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

Всеволод Рождественский

 

В этом букете все цветет, живет и радуется.

П.Кончаловский.

 

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин П.Кончаловского; видеофильм «Сирень и соловьи»; музыка С.Рахманинова- пьеса «Сирень», П.Чайковского «Фея сирени»из балета «Спящая красавица».

 

Ход урока:

 

1.Сегодня мы будем на уроке готовиться к сочинению- описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Героиней нашего урока будет сирень.(Обращение к эпиграфу).

А сейчас напишем словарный диктант - эти слова нам пригодятся при написании сочинения по картине.

2. Словарный диктант.

Очаровательная сирень, сиреневый аромат, фиолетовые, лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, удивительный запах, словно разноцветное облако, передо мной, роскошные цветы, праздник природы, как будто сказка.

 

- Ребята, подберите синонимы к слову ароматная (душистая, пахучая, благоухающая).

3. - Ребята, а вы хотели бы, чтобы поскорей наступила весна? Давайте перенесемся при помощи компьютера в весеннее время года.

Видеофильм «Весна и соловьи».

-  Понравился ли вам фильм? Неправда ли, на вас сразу же пахнуло весной. Захотелось, чтобы побыстрее наступила весна. Мы представили себя в сиреневом саду, почувствовали аромат сирени и дыхание весны.

Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном лежит снег. В классе стало как-то уютнее и теплее. Сирень напомнила нам о теплых,  солнечных днях, о первых весенних цветах.

Действительно, красота природы не оставляет человека равнодушным. Под воздействием такого удивительного чувства красоты создаются замечательные произведения искусства, легенды.

4. Легенда о сирени.

- Прекрасная, душистая сирень воспета многими писателями и поэтами, художниками и композиторами.

Послушайте,  как писатель А.И.Куприн передает свои чувства  при виде сирени в рассказе «В зеленом домике отца».

«Цветы сирени…фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке…

Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы.

…Благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве».

- А вот как вдохновенно описывают сирень Всеволод Рождественский и наш учитель  в своих стихотворениях.

(Звучат стихи).

- Каково же отношение к сирени разных авторов? Что общего? (Восхищение, любование).

Так о сирени могут писать люди, по-настоящему любящие и понимающие природу.

Необыкновенно любил сирень еще один человек – художник П.П.Кончаловский. Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский. Любимыми его цветами была сирень. Художник писал цветы так, что кажется, они сохранили не только свежесть своих красок, но и свой аромат.

 Кончаловский говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени, или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в чаще».

Важное место в творчестве этого художника занимает натюрморт.

- Что же такое натюрморт?

Натюрморт от франц. «натюр» - природа, «морт»- мертвый, Буквально «мертвая природа».

Натюрморт – один из жанров живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, фрукты, дичь, рыба.

- Рассмотрите внимательно репродукцию картины П.Кончаловского  «Сирень в корзине».

Вы слышите пьесу «Сирень» композитора Сергея Рахманинова .Сирень была для него « царицей души». Никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени, находясь за границей. Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени.

- Какие чувства вызвали у вас картины Кончаловского?

(Картины напоены свежестью, ароматом, кажется, сирень только что срезали и принесли в комнату).

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

(Музыка открывает людям глаза на красоту природы, композитор передает свои  чувства:  восхищение, любовь к сирени. Слушаешь музыку и словно ощущаешь аромат, легкие шелест ветвей .)

- Рассмотрите внимательно картину. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?

(Лиловая, светло-фиолетовая, темно-красная, белая, розовая. Вверху- темно-красные грозди, между ними виднеются голубоватые, фиолетовые цветки.)

- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток, величину цветов сирени? (Большие - маленькие, крупные - крошечные).

- С чем можно сравнить кисти сирени? (Как гроздья винограда, цветочки-звездочки, как разноцветное облако).

- Давайте подберем эпитеты к слову «сирень», выразим свое отношение к изображаемому.

Сирень- изумительная, чудная, восхитительная, очаровательная, великолепная, роскошная.

- К слову «букет»- свежий, пышный, красивый, ароматный, душистый, благоухающий, большой.

- Опишите корзину, в которой стоит сирень. (Плетеная из ивовых прутьев. Прутья будто обнимают ветки сирени).

- На каком фоне изображена сирень?(Фон: темно- зеленый с серо- коричневым и желтоватым оттенком).

- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой? (Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им)

5.- Давайте составим план к сочинению.

План.

I. П.П.Кончаловский – мастер натюрморта.

(Свежие грозди сирени).

II. Чудесный букет сирени.

1.Цвет и оттенки

2.Грозди и листья.

3. Корзина.

III. «В букете все живет, цветет и радуется»

(Как хороша сирень!»)

- А сейчас вам предстоит на основе подобранной лексики написать вступление  и заключение по вариантам.

1 вариант

Вступление.

на картине

передо мной

 удивительная картина

мастер натюрморта

радость жизни

много картин

любимые цветы

2 вариант

Заключение

натюрморт

нравится

прекрасный букет

впечатление

чувство прекрасного

становится тепло и

светло на душе

восторг

любовь к природе

«В этом букете все цветет,

                    живет и радуется

 

6.Чтение вступлений и заключений учащихся.
7.Задание на дом:

 

Категория: работы учителей | Добавил: kromshkola
Просмотров: 45925 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.3/81