Пятница, 29.05.2015, 20:54

Кромская средняя общеобразовательная школа

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Меню сайта
Категории раздела
работы учителей [21]работы учеников [15]
технология [0]Нормативные документы [10]
Публикация нормативных документов и локальных актов школы
главное [5]
Мини-чат
Статистика

Учительская

Главная » Файлы » работы учителей

Учитель: Зайцева Е.А. Урок литературы родного края ( 7 класс). «Природы праздный соглядатай...»
21.02.2011, 17:43

МОУ Кромская средняя общеобразовательная школа

Учитель: Зайцева Е.А.

Урок  литературы родного края ( 7 класс).

«Природы праздный соглядатай...»

(Стихи о зиме в творчестве поэтов Орловского  края)

 

Цель урока: на примере стихотворений А.Фета , Ф.Тютчева

И орловского поэта- современника показать красоту природы , научиться элементам анализа стихотворений , привить любовь к слову, к природе, к родине,чувство уважения к поэтам- землякам, к их творчеству. 

 

 

Эпиграфы к уроку:

 

Целый мир от красоты!..

А.Фет

 

Не то, что мните вы, природа-

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.Тютчев

 

 

Оборудование урока: мультимедийный проектор, видеозапись «Природа родного края.Зимние пейзажи»,компьютер ( презентация «Из жизни и творчества Фета, Тютчева» )

 

 

 

 

1)Оргмомент.

2)Просмотр видеофильма. «Природа родного края. Зимние

 пейзажи.» ( 3 минуты)

3) Слово учителя.

-Понравились ли вам эти зимние пейзажи?

(Это картины природы нашего края, удивительной красоты  кромские места)

-Приятно ли было смотреть?

-Когда  смотрели  эти пейзажи, вы отдыхали?

Какое возникало ощущение?

(Чувство красоты, какое-то торжество  природы, как будто праздник)

-Тема сегодняшнего урока «Природы праздный соглядатай...» Это первая строчка стихотворения   А.Фета «Ласточки»

-Что в этой фразе непонятного?

-Слово соглядатай.

-Как вы думаете , от какого глагола оно произошло?

(Глядеть, приставка со- вместе, совместно; сотворчество,собеседники)

От глагола соглядать- тайно всматриваться, наблюдать.

Соглядатай (устар)-тот, кто тайно наблюдает, следит за кем-то;наблюдатель.

Слово праздный(устар)-ничем не занимающийся, живущий без работы, без дела.Давайте вспомним стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной...»Строчка стихотворения Лишь паутины тонкий  волос лежит на праздной борозде» (Пустой, свободной)

После трудов праведных поле отдыхает.

Мы с вами тоже были  праздные соглядатаи, когда смотрели фильм о природе.

Мы смотрели на красивые пейзажи и отдыхали душой, а теперь обратимся к творчеству А.Фета и Ф.Тютчева. чтобы увидеть, как красоту природы запечатлели поэты в слове.

-Скажите , что объединяет этих двух поэтов?

(Оба поэта  и Фет, и Тютчев –поэты Орловского края, наши земляки, для одного и другого природа- это источник красоты, радости, именно в ней находили они отзвук  своим настроениям и чувствам , оба тонко ощущали прелесть русской природы, любили красоту родного пейзажа.И тот , и другой писали о зиме.

Итак,  Ф.И.Тютчев...

-Что мы знаем об этом поэте?

Мы знаем это имя из начальной школы.Его стихи «Есть в осени первоначальной», «Весенняя гроза». «Весенние воды,» «Зима недаром злится», «Умом Россию не понять»

На компьютере слайды:

Портрет Ф.И.Тютчева

Ф.И.Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.

Тютчевы –старинный дворянский род, достойно послуживший Русскому государству.

Ф.И.Тютчев получил хорошее  домашнее образование ,воспитателем его был Семен Егорович  Раич (Амфитеатров)- уроженец Кромского уезда Орловской губернии; ныне Троснянский район; переводчик, педагог,поэт.

В 1821 году  закончил  Московский университет, поступилна службу в министерство иностранных дел, уехал работать дипломатом за границу на 22 года, но никогда не терял духовной связи с родиной .

Он не мог прожить без Овстуга , именно  отсюда , из серединной Руси он вынес  любовь к природе , к истории Ро ссии Красота русской природы с юных лет вошла  в его сердце .Милый . тихий , уютный Овстуг с его лесами и полями , голубым небом и чистым воздухом был для поэта  источником вдохновения, путеводной звездой. Природа Брянского края врачевала его душевные раны, вызывала глубокие  раздумья:

Этот край ...

Где мыслил я и чувствовал впервые

И где теперь туманными очами,

При свете  вечереющего дня,

Мой детский возраст смотрит на меня...

-Тютчев многие свои стихи написал вОвстуге.

Ученица:

-Я читала, что в самый последний день 1852 года Тютчев  приехал  в Овстуг, чтобы встретить  в кругу. Семьи Новый год .В последний день старого года под впечатлением чудесной красоты природы, деревьев, покрытых инеем, Ф. И.Тютчев пишет одно из своих зимних стихотворений «Чародейкою зимою»

.Чародейкою зимою

околдован ,лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит

 

И стоит он околдован –

Не мервец и не живой-

Сном волшебным очарован

Весь окутан, весь окован

Легкой цепью пуховой,

 

Солнце зимнее ли мещет

На него свой   луч  косой

В нем ничто  не затрепещет

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной  красой.

...

-Понравилось  стихотворение?

-О чем оно?

(О красоте зимнего леса)

-Какие картины вы себе представляли после прочтения этого стихотворения?

-Лес живой или мертвый?

(Лес как живой организм, загадочной, чудной жизнью он блестит даже под зимним покровом.)

-Как вы понимаете слово чародейка?

(Колдунья. Волшебница.Зима –волшебница околдовала.очаровала лес. Зима –чародейка чертит   волшебные круги.кольца, очаровывая,гипнотизируя, погружая в сон , что особенно  подчеркивает повторы: околдован, очарован, весь опутан. весь окован) .

-Под снежной бахромою... Что это за художественный прием?

(Метафора)

-А что такое бахрома?

(Бахрома –это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти., женского платка  со свисающими кистями)

  здесь  снежная бахрома улеса , как вы это понимаете?

Снежной бахромой поэт переносно называет покрытые снегом ветки деревьев, которые ,переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные  узоры)

-Какой названа снежная бахрома в стихотворении ?

-Какие эпитеты   употребляет  поэт?

(Неподвижная, немая)

-Как вы понимаете слово немая?

(Не имеющая способности говорить, высказать словами свои мысли и чувства)

Это слово в стихотворении употреблено в переносном  значении: тихий,безмолвный.

В лесу тишина , ветви деревьев не колышутся, и ничто не нарушает  покоя леса

-Чудная жизнь... От какого слова образовано это слово?

(Чудо)

-А что оно обозначает?

(Что-то очень красивое, необычное.Зимнее чудо совершается в состоянии сна)

-Подберем слова- синонимы: прекрасная, удивительная,волшебная

-Давайте сравним слова очарован и чародейка. Есть ли у них  что –нибудь общее?

(Общий корень чар- , волшебство, обаяние)

-Итак , лес как живое существо  очарован... Чем же ?

(Сном волшебным.)

-Давайте  пофантазируем, Что ему снится?

(Может быть , весна?)

-С помощью каких  слов Тютчев  создает завораживающий образ леса

(Тютчев  мастерски подбирает колдовские слова: чародейка, очарован, околдован,чудная, ослепительная краса)

-О чем говорят эти слова, употребленные в этом стихотворении?

(О сказке, о сказочном описании зимнего леса

Краса(устар)-красота. Автор  подчеркивает торжественность момента , праздник леса, затрепещет – задрожит)

-Обратимся к слову  цепь...Что такое цепь?

(Цепь –ряд колец, крепко соединенных друг с другом)

-Какой обычно бывает цепь?

(Металической, тяжелой,  для соединения очень  крупных предметов)

-Опутать цепью – метафора. лес, такая легкая?

(Снег , который лежит на ветвях  деревьев , очень легкий, Оковать цепью- это значит  окружить ,накрепко опутать.

-Какой названа цепь в стихотворении?

(Легкой, пуховой,т.е .состоящаяя из пуха)

-Почему же цепь , которой опутан , окован как пух,но он лежит на каждом  дереве сверху донизу, как бы опутывая каждое дерево).

-Слово мещет... Как .вы его понимаете?

(Мещет-устаревшая форма слова метать,что значит бросать, кидать, сейчас мы говорим мечет.)

-Что же мещет солнце?

(Солнце мещет свой луч косой (эпитет)

-Почему же луч назван косым?

(Зимой солнце низко стоит над горизонтом, и поэтому его лучи падают сбоку )

-Что же происходит с лесом , когда солнце на него мещет свой луч?

(Лес весь вспыхнет и заблещет.Снежинки под лучами солнца  засияют,  и от этого лес начнет искриться. Лес становится очень красивым, сверкающим разноцветными огоньками)

 

-В чем же особенность изображения природыТютчевым?

-Чем его взгляд отличается от нашего?

(Тютчев  изображает природу не со стороны, он пытается понять душу природы, услышать ее голос.Природа у Тютчева – это живое , разумное существо)

-Перед нами две картины –иллюстрации к стихотворению Ф. Тютчева «Чародейкою зимою»

-Смогли ли художницы  передать ослепительную красоту зимнего леса?

-Обращение к эпиграфу, написанному на доске.

-Зимний лес находится в состоянии сна , но это не бездушный лик , жизнь продолжается, как во всей природе , в нем есть душа , в нем есть свобода  ,в нем есть язык.

-Сегодня мы говорим о том , что у А.Фета и у Ф. Тютчева было много общего. Их объединяла дружба.Ф.И. Тютчев высоко отзывался о стихах А. Фета и посвящал ему свои стихи:

Тебе сердечный мой поклон

И мой, какой ни есть портрет,

И пусть ,сочувственный поэт,

Тебе хоть молча скажет он

Как дорог был мне твой привет ,

Как им в душе я умилен.

 

14 апреля 1862

  

-А.А.Фет- замечательный русский поэт, тончайший лирик , открывший совершенно новую страничку в истории русской поэзии.

А.Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда  вноябре 1820 года.Он так же  , как и Тютчев ,окончил Московский университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете.

Мы с вами  будем говорить о трудной судьбе Фета, о том ,как он должен был выслужить себе дворянские права ,как вынужден тбыл поступить на военную службу с единственной целью – дослужиться до чина , возвращающего ему дворянское звание.

Стихи А.Фета –это лирические миниатюры, которыми поэт щедро делится с читателями, как бы говоря :»Смотри , как великолепен каждый миг жизни,как много в природе прекрасного, «Целый мир от красоты!..»   Не проходи мимо этой красоты, остановись, полюбуйся !

В воспевании этой красоты Фет  видел назначение поэта..

-Сейчас мы с вами посмотрим места Орловского края, связанные с жизнью и творчеством А Фета.

-Дома вы самостоятельно анализировали стихотворение А.Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых».Вам даны были вопросы для анализа.

-Давайте  прочитаем  это стихотворение  наизусть.

3 ученика читают свои сочинения.

-Итак, стихи А.Фета позволяют  увидеть  красоту  трепетных, меняющихся на наших глазах состояний природы, наполненность инеповторимость каждого мгновения.

-Вам нравится зима?

Зима –чудесное время года, чародейка, своим белым

,ослепительным убранством украшает землю. Зимнее время года не оставляет равнодушным никого........

-За что  вы любите зиму?

(За красоту природы, за лыжи,коньки, катание с горок,за все те радости, которые нам дарит  это время года.

-Сегодня мы говорили  о великих поэтах Орловского края, в нашей школе  работает поэт нашего времени,нашего края, который тоже любит зиму и пишет стихи об этом времени года.

-Мы с вами участвовали в презентации его книги для  детей «Солнечный зайчик»

Вспомним стихи из  этой книги   о зиме и прочитаем их:

«Ледышка»; «Рассказ школьника»; « За окном белым –бело»;

«Зимняя история»

-А сейчас попросим почитать нам взрослые стихи о зиме.

Выступление  учителя  иностранного языка,.

 Который читает свои стихи: « Зимнее»; « Новогодняя ночь»

-Спасибо за Ваши прекрасные  стихи, желаем Вам творческих успехов, новых стихов , радовавших наше сердце.

-А мы продолжаем нашу зимнюю тему . НА парте  у вас лежат снежинки, .напишите  на них, что значит  для вас ,праздных соглядатаев , природа, т. е. продолжите фразу природа- это...

Каждый ученик  выходит к доске и прилеивает свою снежинку на елочку, прикрепленную на доске.

-Задание на дом: выучить стихоторение А.Фета  «Мама, глянька из окошка».Творческое задание: попробуйте написать свое стихотворение о зиме.

-Итог урока Комментирование  оценок.

-О чем мы говорили сегодня на уроке?

(О любви к природе, казалось бы ,из праздного наблюдения родились у поэтов и  запечатлелись в слове нежность,богатство оттенков,душевная теплота, певучесть, музыкальность, желание выразить невыразимое, ведь недаром говорят, любить природу- значит любить  Родину, значит любить все то  великое.истинное,светлое,что создал Всевышний!

 

 

 

 

Категория: работы учителей | Добавил: kromshkola
Просмотров: 7380 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/5