Урок по теме «Начало Великой Отечественной войны» История России, 9 класс
Цели: после урока учащиеся смогут:
-назвать главные события первых месяцев Великой Отечественной войны, причины поражения Красной Армии;
-анализировать карту, иллюстрации, видеоматериалы;
-работать с документом;
-выразить свое отношение к героизму советских людей, своих родственников.
Ход урока
1 этап. Мотивация
Учитель читает отрывок из стихотворения С.Щипачева «22 июня 1941 года»:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось.
- 22 июня 1941 года, 67 лет назад, оборвалась мирная жизнь ваших прабабушек и прадедушек. Они до сих пор помнят первые дни, месяцы войны.
Учащиеся читают воспоминания своих родственников об их чувствах, впечатлениях, когда они узнали, что началась война.
2 этап. Предоставление необходимой информации
22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. Накануне наступления на СССР Гитлер говорил: «Один удар должен сокрушить врага…Гигантский сокрушительный удар». Однако политическое руководство страны не верило в возможность германского нападения. Всю информацию о подготовке Германии к войне Сталин считал дезинформацией, постоянно боясь « вывести немцев из себя».
Вопрос: Почему Сталин был уверен, что война с Германией начнется не скоро? Какой план был разработан Германией? Учитель просит учащихся посмотреть на карту «Нападение Германии на СССР» и задает им вопрос: Какие территории фашисты хотели захватить в первую очередь и почему?
3 этап. Работа с документом
В полдень первого дня войны с обращением к советскому народу выступил первый заместитель Председателя СНК, нарком иностранных дел В.М.Молотов. Учащиеся читают документ на стр.212 в учебнике История России под редакцией А.А.Данилова и отвечают на вопросы к документу.
4 этап. Изучение фактического материала. Просмотр видеофрагмента «Трагедия 1941» (из Большой энциклопедии «Кирилл и Мефодий» , 2007г. Видеоархив Великой Отечественной войны) Опережающее задание: Сформулируйте главные причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.
5 этап. Рефлексия
Учащимся предлагается посмотреть плакаты времен войны и ответить на вопросы: Как вы думаете, к какому периоду войны относится создание этих плакатов? Свою точку зрения обоснуйте.
6 этап. Домашнее задание
Составить таблицу «Силы и планы сторон». Подготовить сообщение о первых месяцах войны в нашем крае (индивидуальное задание) |