Пятница, 29.05.2015, 16:50

Кромская средняя общеобразовательная школа

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат
Статистика

Новинки школы

Главная » Статьи » Мои статьи

Разработка урока русского языка

Нравственные вопросы и отношения людей.

(По стихотворениям в прозе И.С.Тургенева.)

Цели:

           знакомство со стихотворениями в прозе «Два богача», «Близнецы»,

           «Русский язык»;

           определение темы, идеи этих произведений,

           раскрыть жанровое своеобразие стихотворений в прозе;

           развитие навыков лингвистического анализа текста;

           воспитание любви к ближнему, к Родине.

 

Только ею, только любовью

держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев. «Воробей»

      Звучит романс «Утро туманное»

 - Знакомо ли вам это произведение? Знаете ли вы, кто его автор?

      Автор – Иван Сергеевич Тургенев, который начинал свой творческий путь в литературе с поэзии.  Сегодня мы продолжаем знакомиться с  его творчеством.  

      Мы знаем Тургенева-прозаика, Тургенева-поэта, но Тургенев – непревзойдённый мастер особого жанра литературы – стихотворений в прозе.

 - Что удивляет вас в таком сочетании?

      (Соединение двух разных видов творчества: прозы и поэзии, лирики, ритмически организованной речи.)

 - Что характерно для лирики, стихотворений?

      (Ритмическая организация (т.е. размер), рифма. Но главное – лирическое начало: ярко выраженное чувство автора, отражение сиюминутного настроения.)

Стихотворения в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме. Признаки лирического стихотворения: небольшой объём, эмоциональность, бессюжетная композиция. (запись в тетрадь)

      Сообщение «Создание сборника «Стихотворения в прозе», жанровое своеобразие книги»:

      В предчувствии приближающейся смерти, вспоминая о прошлом и размышляя о настоящем, Тургенев задумывается о том, что он оставляет здесь, на земле, и пытается «заглянуть» по ту сторону жизни. Долгие годы он записывал на первом попавшемся клочке блеснувшие мысли, поразившие его факты, чтобы потом использовать это в своих произведениях. Это был своеобразный дневник. О его публикации Тургенев и не помышлял. Но с 1877 года писатель обращается к этим записям и работает над ними. В 1882 году Тургенев отправляет в журнал «Вестник Европы» 51 стихотворение, строго исключив всё личное. Так появился сборник «Стихотворения в прозе». Ещё 32 стихотворения будут опубликованы через пять лет после его смерти.

      Цикл «Стихотворения в прозе» - это видения, притчи, басни, сказки, легенды, очерки, зарисовки, лирические пейзажи… В этом сборнике всё, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя. Смысл человеческой жизни и смерть, любовь и искусство, молодость и старость, кратковременность человеческой жизни – вот основные темы стихотворений в прозе.

      Сегодня мы прочтём и определим тему, идею стихотворений в прозе, познакомимся с особенностями этого необычного жанра, проведём параллель с другими произведениями.

Чтение стихотворения «Два богача».

 - О чём стихотворение?

 - Какова композиция?

      (Стихотворение состоит из трёх частей: 1-ая – рассказ о Ротшильде и описание бедного семейства, 2-ая – диалог крестьянки и её мужа, 3-я – вывод автора.)

 - Во второй части дважды используется многоточие. Зачем?

      (Первое отделяет слова жены от слов мужа. Это раздумья о том, как жить; она даёт возможность себе и мужу подумать…Второе многоточие – в речи мужа. «А мы её…» Её – кого? или что? девочку? или похлёбку? он решает и ищет слова. И вот его решение: «и не солёную».)

 - В каком значении употреблено слово «муж»?

      (Муж. 1. мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в

                      официальном браке.

                   2. Мужчина в зрелом возрасте (устар.) Слышу речь не мальчика,  

                      но мужа. (одобрение по поводу разумных, зрелых суждений;  

                      книжн.)

      Тургенев использует все значения слова «муж».

 - Основной композиционный приём, используемый И.С.Тургеневым в этом стихотворении? Докажите.

      (Антитеза. Одна часть противопоставлена другой, один герой – другому: громадные доходы Ротшильда и убогое крестьянское семейство; целые тысячи богача и гроши крестьянина, богач – разорённый домишко.)

      Обратим внимание на слово «домишко». Это что-то маленькое, неказистое; усугубляется это впечатление словом «разоренный».

Разорённый – страдательное причастие, употребляется с творительным падежом.

 - Кто же разорил?

      (Нужда; такие богачи, как Ротшильд.)

 - Что помогает нам понять антитеза?

      (Цену и долю настоящего милосердия и заботы о ближнем. Ротшильд отдаёт незнакомым людям не последние деньги, а мужик берёт сироту-племянницу, ему самому теперь не на что будет жить.)

      Одна из библейских притч рассказывает о бедной вдове, положившей в сокровищницу храма две лепты. Иисус сказал: «эта вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу;

                        ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей

положила всё, что имела, всё пропитание своё».

      И бедняк, как вдова, отдаёт «всё пропитание своё». Он живёт по законам нравственности: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

 - Так о чём же стихотворение? Отвечая на этот вопрос, подумайте над его названием. О каком богатстве говорит Тургенев?

      (О материальном богатстве одного и духовном (моральном) богатстве другого. Название вроде бы объединяющее (два), но мы видим совершенно разных людей.)

Писатель утверждает моральную силу и нравственное превосходство простого человека. (запись в тетрадь)

      Стихотворение в прозе «Близнецы» было опубликовано после смерти И.С.Тургенева.

 - Что бы вы написали на эту тему? Кто такие близнецы?

      (Похожи, близки внутренне и внешне, друг без друга жить не могут. Это родные по крови, самые близкие.)

Чтение стихотворения.

 - О чём это стихотворение?

     Зачитайте слова, выражающие основную мысль автора.

(«…но мне-то не так будет жутко»)

      Опять  минутное настроение автора, личностное начало.

 - Какое слово является ключевым? Почему?

      (Жутко. Родные, похожи как две капли воды, но ненавидят непримиримо.)

      Композиция стихотворения в прозе подчёркивает ужас этой ситуации.

 - Каково построение стихотворения?

      (Спор, брань, близнец у зеркала, слова автора)

 - Как строится первый абзац?

      (В нём всего два предложения. В первом говорится о споре. Спор – словесное состязание, обсуждение ч-н, в котором каждый отстаивает своё мнение. (Ожегов. «Словарь русского языка».) в споре рождается истина, но только не в таком, как изобразил Тургенев. Второе предложение построено на антитезе: похожие друг на друга всем, близнецы должны бы любить друг друга, ведь это их образ и подобие, а они «ненавидели друг друга непримиримо».)

      Обратите внимание на тире: оно, как некая черта, разделяет близнецов, разводит  по разные стороны. Забыли близнецы главную заповедь: «Возлюби ближнего…», впали в страшный грех, незамолимый, – гнев.

      Злоба, ненависть разрушают всё не только вокруг человека, но всё и в самом человеке. Эта тема звучит и во втором абзаце.

 - Что обращает внимание? Слова какой части речи используются? Почему?

      (Обилие глаголов, причастий – форм глагола. Глаголы обозначают действие, здесь – разрушающее действие. (примеры из текста). Это уже не спор, а драка.)

 - Какое слово повторяется? Почему?

      (Одинаково. Ведь они похожи. Но Тургеневу как будто мало этого слова. ещё и «схожие», «те же самые». Это слово объединяет действия близнецов. Но как жутко от этого объединения! И как важно, чтобы в этот момент был человек, который смог бы развести, образумить.)

      И такой человек есть. Автор берёт одного из близнецов за руку и ведёт как (кто?) поводырь слепого. А они и есть слепые, от ярости ничего не видят.

 - Почему подводит к зеркалу? Вспомните произведения, устойчивые выражения, где упоминается зеркало.

      («Сказка о мёртвой царевне» - обращение к зеркалу, которое всегда говорит правду.

      «На зеркало нечего пенять, коли рожа крива», – гласит пословица. Не будет бушевать человек перед зеркалом: оно молчит, а брань, ругань возникают, если человеку отвечают.)

 - Какой вывод делаем? Что хотел сказать Тургенев?

      (Умейте сдерживать себя, свои чувства.)

      И опять многоточия. Их роль?

      (Автор взволнован, ему трудно сдержать себя, трудно, не оскорбив человека, объяснить, как ужасно то, что произошло между близнецами.)

Повторное чтение стихотворений «Два богача» и «Близнецы».

 - Что же объединяет эти стихотворения?

      (Мир человеческих отношений сложен и многообразен. Положительное и отрицательное, добро и зло рядом. Такова жизнь.)

      По большому счёту, Тургенев говорит о любви, о любви к ближнему, к человеку, потому что

Только ею, только любовью

держится и движется жизнь.

      Обратим внимание и на то, что слова «ближний» и «близнецы» –однокоренные. Все люди – близнецы. Поэтому это стихотворение не только о взаимоотношениях между кровными родными, но и   о взаимоотношениях вообще людей.

      Мы сегодня часто обращались к Библии, и это не случайно. Стихотворения в прозе, прочитанные сегодня, напоминают библейские притчи.

 - Что общего?

      (Лаконичность, нет указания времени и места действия, часто нет имён; герои – люди вообще; это произведения, в которых содержится религиозное или моральное поучение.)

Домашнее задание. Прочитать стихотворения в прозе «Воробей», «Щи», «Голуби». Попробуйте написать своё стихотворение в прозе. Стр. 101 – 102 (по учебнику)

      Так получилось, что Тургенев последние годы жизни прожил за границей. А душа стремится в Россию, на Родину, туда, где родился,

…в деревню, в тёмный сад,

Где липы так огромны, так тенисты,

И ландыши так девственно душисты,

Где круглые ракиты над водой

С плотины наклонились чередой,

Где тучный дуб растёт над тучной нивой,

Где пахнет конопелью да крапивой…

Туда, туда, в раздольные поля,

Где бархатом чернеется земля,

Где рожь, куда ни киньте вы глазами,

Струится тихо мягкими волнами.

И падает тяжёлый, жёлтый луч

Из-за прозрачных, белых, круглых туч.

Там хорошо…

      Так опишет Тургенев свою малую Родину, Спасское-Лутовиново, в одной из своих поэм, преданной сожжению. Россию Иван Сергеевич любил беззаветно и верил в её великое будущее. Об этом стихотворение «Русский язык».

Чтение стихотворения «Русский язык».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kromshkola (09.02.2009)
Просмотров: 6011