Тема занятия: Криминальная романтика школьников
Автор: Годовникова Татьяна Николаевна, учитель истории, обществознания и права МОУ Кромской средней общеобразовательной школы Кромского района Орловской области.
Возраст учащихся: 11 кл.
Учебный предмет: Право
Цели и задачи: в результате проведения занятий учащиеся смогут:
- выявить факторы, влияющие на совершения преступлений подростками;
- расширить понятийный аппарат по теме, сформулировать меры профилактики детской преступности в форме проектов, приобрести умения и навыки анализа статей УК РФ;
- развивать навыки работы в группах;
- аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- осмыслить нравственные ценности и сформировать собственное отношение к проблеме;
- проанализировать собственное поведение и соотнести его с полученными знаниями по теме.
Главная задача учителя – продолжить формирование правовой культуры учащихся.
Краткое описание идеи занятия:
Это занятие разработано для учащихся 11-х классов по основам правовых знаний. Оно предполагает изучение и обсуждение важной и актуальной темы, посвященной проблемам детской преступности. Занятие по своей структуре является интерактивным, в нем использованы такие методы как работа в группах, разработка мини-проекта, метод мозгового штурма, работа с документом. Особенностью данного занятия является:
- использование статистического материала по данным прокуратуры Кромского района;
- материалы социологического исследования различных категорий населения Кромского района;
- анкеты-откровения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в Шаховской ВТК.
Все вышеперечисленное позволяет создать чувство реальности и актуальности проблемы, поможет осмыслить нравственные ценности и выработать собственное отношение к изучаемой теме.
Итоговое обсуждение будет посвящено выработке мер по профилактике детской преступности. В целом, занятие должно способствовать формированию правовой культуры подростков.
Основные понятия:
Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда
Условия уголовной ответственности – вменяемость, достижение установленного законом возраста.
Основание уголовной ответственности – совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.
Несовершеннолетние – лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18.
Методическое оснащение:
- Уголовный кодекс РФ;
- Диаграмма по результатам социологического исследования различных категория населения пгт Кромы по вопросу «Причины подростковой преступности» (альтернативный вариант: составление диаграммы на занятии по материалам исследования);
- Аудиозапись "Размышление о жизни в неволе";
- Газета «Письма с «зоны».
Ход занятия:
1. Мотивация (7мин.).
2. Целеполагание, определение прогнозируемых результатов (2-3 мин.).
3. Предоставление информации (40 мин.).
4. Работа в группах. Разработка мини-проекта по теме "Профилактика детской преступности". Презентация готовых проектов (35 мин.).
5. Рефлексия (3 мин.).
I этап. Мотивация.
Прослушивается 2-х минутная аудиозапись – интервью с Н., отбывающим наказание в Шаховской ВТК. Предлагаются следующие вопросы:
1. Что побудило Н. на такие размышления?
2. Исходя из интервью и темы урока, попробуйте сформулировать цели занятия.
II этап. Целеполагание, определение прогнозируемых результатов
Обобщение предположений учащихся и объявление цели занятия:
- выявить факторы, влияющие на совершение преступлений несовершеннолетними.
- изучить ст. 20 УК РФ, главу V УК РФ "Уголовная ответственность несовершеннолетних";
- разработать мини-проекты по проблеме профилактики детской преступности.
III этап. Предоставление информации.
1. Учитель представляет справку о состоянии преступности среди несовершеннолетних в Кромском районе за 2004г. (по материалам, предоставленным прокуратурой Кромского района) – 3-4 мин.;
2. Методом "мозгового штурма" обсуждается вопрос "Факторы, влияющие на детскую преступность". Методом ранжирования выделяются три основные фактора: СЕМЬЯ, ОКРУЖЕНИЕ, СМИ – 7мин.
3. Для дальнейшей работы класс по своему желанию делится на три группы в зависимости от значимости фактора по собственному убеждению (семья, окружение, СМИ) – 2 мин.
4. Задание группам: в течение двух минут подобрать аргументы, доказывающие влияние определенного фактора на рост преступности – 2 мин.
5. Выступление групп. Группы по очереди называют по одному аргументу (во время наиболее удачных аргументов разрешен переход из одной группы в другую, т.е. можно поменять свое первоначальное мнение по принципу тренинга "Живая линия") – 5 – 7мин.
6. Коллективный анализ диаграммы по результатам социологического исследования различных категорий населения пгт Кромы по вопросу «Причины подростковой преступности» (домашнее задание, приложение №1) – 6 – 8 мин.
7. Анализ анкет-откровений осужденных, отбывающих наказание в Шаховской ВТК (приложение №2) - 5 мин.
8. Самостоятельная работа групп с текстом УК РФ – 8 мин.
Задание группе №1.
Проанализировать ст. 20 УК РФ и выделить возраст наступления уголовной ответственности, основания для привлечения к ней.
Задание группе №2.
Проанализировать ст. 88 УК РФ и выделить виды наказаний, назначаемых несовершеннолетнему и особенности его назначения.
Задание группе №3.
Проанализировать ст.90 и ст. 91 и выделить принудительные меры воспитательного воздействия, раскрыть их содержание.
9. Краткий 2-х минутный отчет по выполнению заданий. Ответы на вопросы, возникшие во время выступления – 2 мин.
IV этап. Работа в группах. Разработка мини-проектов по теме "Профилактика подростковой преступности" (группы можно оставить в прежнем составе)
1. Задание: разработать мини-проект по заданной теме – 20 мин.
2. Для эффективной работы распределите следующие роли в группе: "генератор идей", которые должны высказывать, пусть даже невероятные предложения, направление на разрешение проблемы; "критики" – их задача – найти все отрицательно в предложенных идеях; "связисты" – те, кто будут "привязывать" выработанные предложения к конкретным реальным условиям, учитывая критические замечания; "секретарь" – тот, кто фиксирует работу группы; "организатор", задача которого управлять ходом обсуждения проблемы.
3. Презентация проекта. Работу представляют и дают объяснения сами участники групп – 15 мин.
Главным итогом работы групп должна быть выработка общего решения проблемы профилактики преступности среди несовершеннолетних.
V Этап. Рефлексия.
Попросить учащихся ответить на два вопроса письменно (3 мин):
1. задумывались ли вы над обсуждаемой проблемой ранее?
2. Составить синквейн по изученной теме.
Список использованной литературы:
I. Нормативно – правовые акты:
1. Конституция РФ, 1993г.
2. Уголовный кодекс РФ 1996г.
II. Учебная литература:
1. Карташов Н.Н. Юридическая энциклопедия студента и школьника/ Н.Н. Карташов. – Орел, 1998г. – 347с.
2. Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996г./ Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М., 1999г. – 896с.
3. Козырин М. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ М. Козырин//Российская юстиция. - №2. – 2002. – с.49 – 50.
4. Лунеев В.В. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, его место в истории конгрессов/ В.В. Лунеев// Государство и право. - №9. – 2000. – с. 95 – 100.
5. Назаренко Г.В. Уголовное право России. Альбом схем по Общей части Уголовного кодекса РФ: Учебное пособие/ Г.В. Назаренко. – М., 1998г. – 144с.
6. Сухарев А. Проблемы научно-методического обеспечения системы профилактики// А. Сухарев// Уголовное право. - №4. – 1999. – с. 100 – 103 .
7. Элиасберг Н.И. Система правового образования в школе и воспитания гражданина России./Н.И. Элиасберг. – Санкт-Петербург, 1999г. – 336с.
|