Пятница, 29.05.2015, 16:50

Кромская средняя общеобразовательная школа

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат
Статистика

Новинки школы

Главная » Статьи » Мои статьи

Криминальная романтика

Тема занятия: Криминальная романтика школьников

 

Автор: Годовникова Татьяна Николаевна, учитель истории, обществознания и права МОУ Кромской средней общеобразовательной школы Кромского района Орловской области.

 

Возраст учащихся: 11 кл.

Учебный предмет: Право

Цели и задачи: в результате проведения занятий учащиеся смогут:

-     выявить факторы, влияющие на совершения преступлений подростками;

-     расширить понятийный аппарат по теме, сформулировать меры профилактики детской преступности в форме проектов, приобрести умения и навыки анализа статей УК РФ;

-     развивать навыки работы в группах;

-     аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-     осмыслить нравственные ценности и сформировать собственное отношение к проблеме;

-     проанализировать собственное поведение  и соотнести его с полученными знаниями по теме.

 

Главная задача учителя – продолжить формирование правовой культуры учащихся.

 

Краткое описание идеи занятия:

 

Это занятие разработано для учащихся 11-х классов по основам правовых знаний. Оно предполагает изучение и обсуждение важной и актуальной темы, посвященной проблемам детской преступности. Занятие по своей структуре является интерактивным, в нем использованы такие методы как работа в группах, разработка мини-проекта, метод мозгового штурма, работа с документом. Особенностью данного занятия является:

-     использование статистического  материала по данным прокуратуры Кромского района;

-     материалы социологического исследования различных категорий населения Кромского района;

-     анкеты-откровения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в Шаховской ВТК.

Все вышеперечисленное позволяет создать чувство реальности и актуальности проблемы, поможет осмыслить нравственные ценности и выработать собственное отношение к изучаемой теме.

Итоговое обсуждение будет посвящено выработке мер по профилактике детской преступности. В целом, занятие должно способствовать формированию правовой культуры подростков.

 

Основные понятия:

 

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда

Условия уголовной ответственности – вменяемость, достижение установленного законом возраста.

Основание уголовной ответственности – совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Несовершеннолетние – лица, которым  ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18.

 

Методическое оснащение:

 

-     Уголовный кодекс РФ;

-     Диаграмма по результатам социологического исследования различных категория населения пгт Кромы по вопросу «Причины подростковой преступности» (альтернативный вариант:  составление диаграммы на занятии по материалам исследования);

-    Аудиозапись "Размышление о жизни в неволе";

-     Газета «Письма с «зоны».

 

Ход занятия:

 

1.     Мотивация (7мин.).

2.     Целеполагание, определение прогнозируемых результатов (2-3 мин.).

3.     Предоставление информации (40 мин.).

4.     Работа в группах. Разработка мини-проекта по теме "Профилактика детской преступности". Презентация готовых проектов (35 мин.).

5.     Рефлексия (3 мин.).

 

I этап. Мотивация.

Прослушивается 2-х минутная аудиозапись – интервью с Н., отбывающим наказание в Шаховской ВТК. Предлагаются следующие вопросы:

1.     Что побудило Н. на такие размышления?

2.     Исходя из интервью и темы урока, попробуйте сформулировать цели занятия.

 

II этап. Целеполагание, определение прогнозируемых результатов

Обобщение предположений учащихся и объявление цели занятия:

-     выявить факторы, влияющие на совершение преступлений несовершеннолетними.

-     изучить ст. 20 УК РФ, главу V УК РФ "Уголовная ответственность несовершеннолетних";

-     разработать мини-проекты по проблеме профилактики детской преступности.

 

III этап. Предоставление информации.

1.     Учитель представляет справку о состоянии преступности среди несовершеннолетних в Кромском районе за 2004г. (по материалам, предоставленным прокуратурой Кромского района) – 3-4 мин.;

2.     Методом "мозгового штурма" обсуждается вопрос "Факторы, влияющие на детскую преступность". Методом ранжирования выделяются три основные фактора: СЕМЬЯ, ОКРУЖЕНИЕ, СМИ – 7мин.

3.     Для дальнейшей работы класс по своему желанию делится на три группы в зависимости от значимости фактора по собственному убеждению (семья, окружение, СМИ) – 2 мин.

4.     Задание группам:   в течение двух минут подобрать аргументы, доказывающие влияние определенного фактора на рост преступности – 2 мин.

5.     Выступление групп.  Группы по очереди называют по одному аргументу (во время наиболее удачных аргументов разрешен переход из одной группы в другую, т.е. можно поменять свое первоначальное мнение по принципу тренинга "Живая линия") – 5 – 7мин.

6.     Коллективный анализ диаграммы по результатам социологического исследования различных категорий населения пгт Кромы по вопросу «Причины подростковой преступности» (домашнее задание,  приложение №1) – 6 – 8 мин.

7.     Анализ анкет-откровений осужденных, отбывающих наказание в Шаховской ВТК (приложение №2) -  5 мин.

8.     Самостоятельная работа групп с текстом УК РФ – 8 мин.

Задание группе №1.

Проанализировать ст. 20 УК РФ и выделить возраст наступления уголовной ответственности, основания для привлечения к ней.

Задание группе №2.

Проанализировать ст. 88 УК РФ и выделить виды наказаний, назначаемых несовершеннолетнему и особенности его назначения.

Задание группе №3.

Проанализировать ст.90 и ст. 91 и выделить принудительные меры воспитательного воздействия, раскрыть их содержание.

9.     Краткий 2-х минутный отчет по выполнению заданий. Ответы на вопросы, возникшие во время выступления – 2 мин.

 

IV этап. Работа в группах. Разработка мини-проектов по теме "Профилактика подростковой преступности" (группы можно оставить в прежнем составе)

1.     Задание: разработать мини-проект по заданной теме – 20 мин.

2.     Для эффективной работы распределите следующие роли в группе: "генератор идей", которые должны высказывать, пусть даже невероятные предложения, направление на разрешение проблемы; "критики" – их задача – найти все отрицательно в предложенных идеях; "связисты" – те, кто будут "привязывать" выработанные предложения к конкретным реальным условиям, учитывая критические замечания; "секретарь" – тот, кто фиксирует работу группы; "организатор", задача которого управлять ходом обсуждения проблемы.

3.     Презентация проекта. Работу представляют и дают объяснения сами участники групп – 15 мин.

 

Главным итогом работы групп должна быть выработка общего решения проблемы профилактики преступности среди несовершеннолетних.

 

V Этап. Рефлексия.

Попросить учащихся ответить на два вопроса письменно (3 мин):

1.     задумывались ли вы над обсуждаемой проблемой ранее?

2.     Составить синквейн по изученной теме.

 

Список использованной литературы:

 

I.                   Нормативно – правовые акты:

1.          Конституция РФ, 1993г.

2.          Уголовный кодекс РФ 1996г.

II.                Учебная литература:

1.          Карташов Н.Н. Юридическая энциклопедия студента и школьника/ Н.Н. Карташов. – Орел, 1998г. – 347с.

2.          Комментарий к Уголовному кодексу  РФ 1996г./ Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М., 1999г. – 896с.

3.          Козырин М. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних/ М. Козырин//Российская юстиция. - №2. – 2002. – с.49 – 50.

4.          Лунеев В.В. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, его место в истории конгрессов/ В.В. Лунеев// Государство и право. - №9. – 2000. – с. 95 – 100.

5.          Назаренко Г.В. Уголовное право России. Альбом схем по Общей части Уголовного кодекса РФ: Учебное пособие/ Г.В. Назаренко. – М., 1998г. – 144с.

6.          Сухарев А. Проблемы научно-методического обеспечения системы профилактики// А. Сухарев// Уголовное право. - №4. – 1999. – с. 100 – 103 .

7.          Элиасберг Н.И. Система правового образования в школе и воспитания гражданина России./Н.И. Элиасберг. – Санкт-Петербург, 1999г. – 336с.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kromshkola (27.02.2009) | Автор: Годовникова Татьяна Николаевна E
Просмотров: 1830